Продолжаем говорить о жизненном сценарии (первая часть тут). Сегодня поговорим о жизни “без ума”. В чем особенность сценария «без ума»?
В основе этого сценария лежат вовсе не врожденные низкие умственные способности или обязательное наличие психического заболевания. Гораздо чаще этот тип сценариев проявляется в таких «недугах», как беспомощность, глупость, легкомыслие, отсутствие силы воли, леность, неумение понять, чего мы на самом хотим. С точки зрения теории жизненных сценариев, причина многих из этих невзгод кроется в том, что в детстве ребенок в той или иной форме получил запрет мыслить и познавать окружающий мир. «Да какой же родитель так поступит со своим чадом!», — воскликнут некоторые. К сожалению, такое происходит достаточно часто. Конечно же, обычно никто не говорит прямо: «ну-ка, перестань думать, это вредно», зато частенько используется такой прием, как игнорирование. Я не буду пускаться в сложные объяснения и давать определение понятию «игнорирование», лучше сразу приведу пример.
Оля приходит в спальню родителей посреди ночи и зовет маму.
Мама: Оля, что случилось?
Оля: Мама, мне страшно.
Мама: Не надо бояться, вечно ты что-то придумываешь, иди спать. (Или как вариант: можешь лечь со мной).
Что произошло в данном случае? Мама обесценила ту информацию, которую сообщила ей дочь. С маминой точки зрения, страх дочери — это что-то незначительное, на что вообще не стоит обращать внимания. Оля так и осталась со своими смутными чувствами, страх не был развеян, а мамина реакция совсем не поощряет дочь к развитию ясности и способности мыслить. Основа многих страхов — неведение, отсутствие информации, эта та «пища», которая подстегивает воображение к созданию «монстров». А вот прояснение ситуации — это как раз то, что помогает преодолеть любые страхи.
А теперь другой вариант этого же самого диалога.
Мама: Оля, что случилось?
Оля: Мама, мне страшно.
Мама: Чего ты боишься?
Оля: Я услышала шум, и боюсь, что к нам в квартиру может кто-то залезть.
Мама: Ну, это вряд ли, зайка. Мы живем на 6-м этаже, окна очень высоко. У нас две входные двери и крепкие замки. В наш дом еще никто ни разу не забирался. Иди обратно спать, хорошо?
Оля: Ладно, но если мне опять станет страшно, можно я приду к тебе?
Мама: Хорошо, а сейчас давай спать.
Во втором случае слова дочери не были проигнорированы. Оля получила важную для нее информацию: узнала, что дома безопасно, и что на маму можно положиться, если ты испугалась. А еще мама продемонстрировала дочери пример того, как нужно повести себя с человеком, который чего-то боится.
Постоянное игнорирование очень разрушительно действует на человека. По мнению Клода Штайнера, оно даже способно свести нас с ума. Безумие – самая крайняя форма развития сценария «без ума». Но мы сейчас не будем говорить о крайностях. Лучше поговорим о том, что встречается в жизни сплошь и рядом: о том, как люди приучаются игнорировать свои чувства или свою логику и во что это выливается.
Игнорирование чувств.
Для человека совершенно естественно испытывать разные чувства: радость, ликование, удивление, грусть, злость, досаду и т.д. Но мало кто из нас получает возможность свободно использовать их полный спектр. Если бы вы решили понаблюдать за негласными правилами, существующими в каждой семье, то увидели бы, что к проявлению чувств люди относятся совсем не одинаково. Одни родители не любят, когда их дети грустят, других раздражает бурное проявления радости, третьи не одобряют выражения гнева и раздражения. Так что в некоторых семьях принято игнорировать страх, в других- гнев, и т.д. Когда ребенок начинает выражать такое «запретное» чувство, его каждый раз одергивают и делают замечание, а проявление правильных, с точки зрения родителей, чувств, наоборот, поощряется. «Настоящие мужчины никогда не плачут», «так поступают только трусы и нытики», «что ты скачешь, мы в гостях, веди себя прилично», «не смей злиться на отца», «в нашей семье никто…» и т.д.
Сценарий заставляет человека выполнять желания других людей и игнорировать собственные желания. От этого нарушается связь головы и тела (чувств и разума), мы отдаляемся от своего внутреннего центра. Игнорирование чувств ведет к расколу личности. Ведь когда человек перестает замечать какие-то из своих чувств, они не перестают существовать! Чувства продолжают влиять на наше состояние и поведение. Не выраженные стыд, гнев, печаль или страх копятся и находят свое выражение окольным путем. Иногда они проявляются в болезненных телесных симптомах (то, что обычно называют психосоматическими расстройствами), тревожности, бессоннице или в каких-то особенностях поведения.
Человек, чьи чувства игнорируются, имеет выбор:
1. Научиться не замечать свои чувства и вести себя, как если бы их не было. В результате человек «отключается» от своих эмоций. Этот выбор часто делают мужчины: они становятся черствыми и бесчувственными.
2. Сохранить свои чувства и не обращать внимания на тех, кто их игнорирует. Таких людей обычно считают чрезмерно эмоциональными и незрелыми. Такой выбор чаще делают женщины: они становятся «иррациональными».
3. Попытаться жить, одновременно учитывая чувства и мнение тех, кто их игнорирует. Так очень легко запутаться. Человек, сделавший такой выбор, часто становится рассеянным и тревожным.
Лекарством от разобщенности головы и тела может стать сознательная работа со своими эмоциями. Очень хорошие результаты дает телесно-ориентированная психотерапия, направление, получившее широкое распространение на Западе и сравнительно недавно ставшее доступным в России. Обязательно посвящу ему один из своих следующих постов.
А сейчас поговорим об игнорировании логики.
Каким образом может сложиться такой сценарий? Путей много и они бывают разными. Классификаций и схем тут не существует. Лучше приведу конкретный пример, один из многих возможных. Взрослые люди очень часто далеки от совершенства в своей повседневной жизни. Все мы иногда делаем ошибки и идем на поводу у своих слабостей. Но взрослый человек будет чувствовать себя очень неловко, если эту слабость замечает его собственный ребенок.
«Мама, почему ты сердишься на папу за то, что он не вынес ведро, ведь у тебя самой на кухне много немытой посуды?» Какой может быть реакция на такую фразу? «Ты тут еще меня учить будешь, а ну-ка отправляйся в свою комнату», «будешь тут умничать, прибью». По сути это мощный запрет на использование ребенком своих логических способностей. Ему дали указание: «не думай», не смей анализировать поведение взрослых.
Другой пример: 9-летний школьник во время обеда решил не согласиться с одним из заявлений отца и сказал: «Это просто предрассудок». Отец повернулся к нему и рявкнул: «Предрассудок?! Я тебе покажу предрассудок! Не смей дерзить в этом доме!» и дал ему подзатыльник. Какой урок будет извлечен ребенком из данной ситуации? Иметь свое мнение, высказывать его и пользоваться терминами – плохо, это значит дерзить. А через несколько лет в институте, во время сдачи экзаменов, не исключено, что он по-прежнему будет чувствовать себя перед экзаменатором как школьник перед властным и строгим отцом, и не сможет показать своих знаний.
Сигналом игнорирования своих мыслительных способностей могут быть фразы: «это меня сглазили», «просто мне не везет», «а что я вообще могу сделать, у меня судьба такая». Безусловно, в жизни бывают разные ситуации, и я не являюсь приверженцем ярого материализма, отвергающего любые «энергетические» влияния или астрологию. Но когда подобные фразы человек начинает повторять очень уж часто и все свои неудачи в жизни объяснять «порчами» и «сглазами», то дело здесь явно в его модели поведения. И сценарий «без ума» работает на полную катушку.
Эрик Берн указывает, что в одних семьях, когда что-то не получается, родители злятся, обижаются или впадают в уныние, а в других — ищут решение проблемы. И дети, соответственно, у них вырастают с разным отношением к жизни. В ответ на одну и ту же ситуацию один подумает: «у меня есть проблема, и ее надо решить» А другой подумает так: «у меня проблема, но я же не могу ее решить» или «никакой проблемы нет», то есть, он будет игнорировать свою способность мыслить логически (способность решать проблемы).
Противоядием от жизни «без ума» является восстановление нашей врожденной способность к познанию окружающего мира, а также способности самостоятельно делать выбор и брать ответственность за свои решения.